Меню

С начала года в Волоколамску городскую прокуратуру поступило 7 обращений по вопросам нарушения трудового законодательства.

28 января 2016 в 13:00

В связи с этим Волоколамская городская прокуратура дает разъяснения.

Право на труд относится к основным правам человека, а состояние законодательства и реальное положение дел в области реализации данного права не только являются показателем цивилизованности общества, но и непосредственно воздействуют на его нравственность, эффективность его экономики.

Конституция РФ провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (). Из содержания Конституции РФ также следует, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровья людей, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены ().

В Трудового кодекса Российской Федерации изложена система государственных органов, осуществляющих контроль и надзор.

Прокуратура является одним из органов в системе государственных органов, деятельность которых направлена на осуществление функций надзора.

Анализ материалов прокурорского надзора за первый месяц текущего года показал, что именно эта сфера соблюдения трудовых прав граждан является глубоко кризисной.

Только за прошедшие дни января 2016 года (на 20.01.2016) в городскую прокуратуру поступило 7 обращений по вопросам нарушения трудового законодательства.

Основные нарушения трудового законодательства, указанные заявителями - сфера оплаты труда и надлежащее оформление трудовых договоров в организациях.

В настоящее время проблемы выплаты заработной платы выявлены на таких предприятиях, как ООО «Волоколамская ДМПК», ООО «Дека». В отношении указанных предприятий введен постоянный мониторинг.

В отношении ООО «Волоколамская ДПМК» городским прокурором 20.01.2016 вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В связи с этим, хотелось бы разъяснить административную ответственность за нарушение трудового законодательства.

Административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права предусмотрена ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Часть 1 ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает, что

Нарушение трудового и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено и настоящей статьи и настоящего Кодекса, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Часть 2 ст. 5.27 27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает, что

к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Частью 3 ст. 5.27 27 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что

Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Часть 4 ст. 5.27 27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает, что

Совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Часть 5 ст. 5.27 27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает, что

Совершение административных правонарушений, предусмотренных или настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Следует отметить, что давность привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет 1 год. То есть постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

В связи с изложенным, разъясняем, что граждане, в отношении которых совершены действия, нарушающие их трудовые права имеют право на обращение в федеральную инспекцию труда, администрацию района, органы прокуратуры, либо обратиться за защитой своих оспоренных или нарушенных прав в суд.

Информация предоставлена Волоколамской городской прокуратурой.