Меню

Новый порядок формирования пенсионных прав граждан

19 июня 2014 в 13:00

ГУ-УПФР №31 по г. Москве и Московской области сообщает, что с 1 января 2015 года будет действовать новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета размеров пенсии.

В рамках реализации стратегии долгосрочного развития пенсионной системы в конце 2013 года был принят пакет законов, направленных на решение задач совершенствования пенсионной системы РФ и обеспечения её долгосрочной сбалансированности. В пакет вошли два комментируемых федеральных закона от 28.12.13 года:

- N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - закон N 400-ФЗ);

- N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" (далее - закон N 424-ФЗ).

Эти законы содержат нормы права, устанавливающие основания приобретения и порядок реализации прав граждан на страховую и накопительную пенсии.

В соответствии с комментируемыми законами N 400-ФЗ и 424-ФЗ с 1 января 2015 года вводится новый порядок формирования пенсионного капитала работающих граждан и расчёта пенсии. При этом накопительная часть выделена из трудовой пенсии по старости как элемент, не имеющий солидарного характера, и преобразована в самостоятельный вид - накопительную пенсию.

Законодательные новшества не затрагивают тех граждан, которым уже выплачивается трудовая пенсия по старости. В 2014 году ПФР произведет их конвертацию в индивидуальные пенсионные коэффициенты. Если при перерасчете размеров трудовой пенсии по старости размер страховой пенсии по старости окажется меньше получаемого пенсионером размера страховой части трудовой пенсии по старости, страховую пенсию он будет получать в прежнем, более высоком размере (ч. 3 ст. 34 Закона N 400-ФЗ). Если большая часть страхового стажа работника приходится на период до 2015 года, больший объем пенсионных прав у него уже сформирован, поэтому влияние новой пенсионной формулы на размер его страховой пенсии будет минимальным.

Новации коснутся тех, кто будет выходить на пенсию в 2015 году и в последующие годы. При этом законами предусмотрен переходный период. А это значит, что в полном объёме новые нормы заработают к 2025 году.

Многие нормы о трудовых пенсиях из закона N 173-ФЗ перекочевали в новый закон о страховых пенсиях.

Законом N 400-ФЗ предусмотрены следующие виды страховых пенсий:

- страховая пенсия по старости;

- страховая пенсия по инвалидности;

- страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются:

- достижение возраста 60 лет для мужчин, 55 лет - для женщин;

- наличие страхового стажа не менее 15 лет (минимальный стаж уплаты страховых взносов);

- наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.

Требование о "выработке" величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 призвано легализовать рынок труда. Граждане должны понимать важность выплаты легальной зарплаты, а не "в конверте".

Порядок расчёта страховых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца будет аналогичен действующему порядку с учётом введения индивидуального пенсионного коэффициента.

Поэтому далее из всех видов страховых пенсий мы будем рассматривать в деталях только нормы, касающиеся порядка установления и расчёта страховой пенсии по старости.

Трудовая пенсия по старости, как уже было отмечено, с 2015 года трансформируется в страховую пенсию по старости и накопительную пенсию.

Но прежде чем переходить к новым правилам исчисления страховой пенсии по старости, остановимся на понятии "страховой стаж".

Вторым после возраста условием назначения страховой пенсии по старости является наличие страхового стажа определённой продолжительности (до 2015 года - не менее пяти лет). Причём в законе N 173-ФЗ помимо страхового ныне упоминаются ещё две разновидности стажа:

- специальный - это стаж для отдельных видов работ, являющихся условием досрочного назначения трудовой пенсии, связанной с условиями труда;

- общий трудовой стаж. Он применяется при конвертировании старых пенсионных прав и сказывается только на определении страховой части пенсии.

А вот в законе N 400-ФЗ применяется только одно понятие - страховой стаж. Это учитываемая при определении права на страховую пенсию и её размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В целях адаптации к условиям нового порядка формирования пенсионных прав и расчёта размеров пенсий как будущих пенсионеров, так и работодателей, которые платят за них страховые взносы, предусматриваются переходные положения. Требуемый для получения права на страховую пенсию страховой стаж будет повышаться постепенно - с 6 лет в 2015 году до 15 лет к 2025 году. При этом необходимая продолжительность страхового стажа будет определяться на день достижения возраста, предусмотренного статьёй 8 закона N 400-ФЗ (п. 2 ст. 35 закона N 400-ФЗ).

Наравне с периодами работы и иной деятельности в страховой стаж засчитываются иные периоды, перечисленные в статье 12 закона N 400-ФЗ, а именно:

- период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.93 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";

- период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

- период ухода одного из родителей за каждым ребёнком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;

- период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

- период содержания под стражей лиц, необоснованно привлечённых к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

- период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребёнком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

- период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

- период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждён постановлением Правительства РФ от 26.11.08 N 885, но не более пяти лет в общей сложности.

Как видим, перечень "нестраховых" периодов в законе N 400-ФЗ соответствует аналогичному перечню, приведённому ныне в п.1 ст. 11 закона N 173-ФЗ.

Отличие лишь в том, что период ухода одного из родителей за детьми до достижения ими возраста полутора лет учитывается с 2015 года в размере не более шести лет в общей сложности (вместо нынешних 4,5 лет).

В меньшей степени калькулятор поможет тем, кому до наступления пенсионного возраста осталось менее трёх-пяти лет. Ведь размер их будущей пенсии в значительной мере будет определяться пенсионными правами, сформированными до 2015 года.

Для тех граждан, которые обратятся за назначением страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) позднее возникновения права на неё, а также для тех, кто откажется от получения назначенной страховой пенсии по старости, в расчёте будут применяться "премиальные" коэффициенты повышения размера фиксированной выплаты. Правила определения повышающих коэффициентов установлены пунктом 5 статьи 16 закона N 400-ФЗ.

Таким образом, при сохранении пенсионного возраста, дающего право на установление страховой пенсии по старости, законодатель определил нормы, делающие выгодной более длительную работу.

Продолжение разъяснений законодательства ждите в следующих номерах газеты.

Заместитель начальника Управления Ветрова Марина Михайловна