Меню

15 августа 2017 года в Главном управлении МЧС России по Московской области состоялись публичные обсуждения обзора правоприменительной практики

18 августа 2017 в 13:00

15 августа 2017 года в Главном управлении МЧС России по Московской области состоялись публичные обсуждения обзора правоприменительной практики, сложившейся в результате деятельности системы государственных надзоров МЧС России на территории Московской области во 2 квартале 2017 года с учетом внедрения риск-ориентированного подхода.

Более подробно о данном мероприятии можно ознакомиться по ссылке: http://50.mchs.gov.ru/pressroom/news/item/5712173/

Выдержка из обзора правоприменительной практики

№ п/п

Типовые и массовые нарушения требований пожарной безопасности

Причины возникновения типовых нарушений требований пожарной безопасности

Руководство по соблюдению обязательных требований, дающее разъяснение, какое поведение является правомерным

1

2

3

4

1

Вопреки требованиям части 1 статьи 91 и части 11 статьи 85 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», здание, сооружение, их помещения не защищаются системами противопожарной защиты зданий, сооружений (автоматическими системами пожарной сигнализации и (или) пожаротушения, системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара, системами противодымной защиты).

Зачастую, на объектах защиты бюджетных учреждений и организаций (подведомственных органам государственной власти и местного самоуправления) нарушение указанных требований пожарной безопасности сопряжено с отсутствием денежных средств в бюджете соответствующего уровня.

В коммерческих организациях это часто связано с «халатным» отношением к исполнению своих должностных обязанностей ответственных должностных лиц, руководителей и учредителей предприятий (высокий уровень издержек по соблюдению обязательного требования по сравнению с уровнем возможной ответственности).

В соответствии с частью 1 статьи 91 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

Так, Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации изложен в приложении «А» СП 5.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», а объекты защиты, на которых в обязательном порядке должна предусматриваться автоматическая система оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара указаны в Таблице 2 Свода правил СП 3.13130.2009
«Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности». В свою очередь, перечень объектов защиты (в том числе отдельных помещений и участков зданий, сооружений), подлежащих защите автоматическими системами противодымной вентиляции и дымоудаления утвержден СП 7.13130.2013 «Свод правил отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности».

Согласно вышеизложенных требований законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, в целях пресечения противоправного поведения, связанного с нарушением требований части 1 статьи 91 и части 11 статьи 85 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», на объектах защиты (зданиях, сооружениях) подлежащих оснащению системами противопожарной защиты (автоматическими системами пожарной сигнализации и (или) пожаротушения, системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара, системами противодымной защиты), необходимо выполнить монтаж указанных систем противопожарной защиты (либо монтаж какой-либо определённой автоматической системы, исходя из требований вышеуказанных нормативных документов по пожарной безопасности). При этом стоит учитывать, что монтаж систем противопожарной защиты зданий, сооружений выполняется специализированными организациями, имеющими разрешение (лицензию) на выполнение данного вида работ (услуг) в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Наличие систем противопожарной защиты зданий, сооружений на объекте защиты в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности является составной частью его обеспечения пожарной безопасности, при этом их правомерное отсутствие может быть обосновано оценкой пожарного риска, не превышающего допустимых значений, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

2

Вопреки требованиям пункта 24 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, ответственными должностными лицами организаций не проводятся с периодичностью не реже 1 раза в 5 лет эксплуатационные испытания пожарных лестниц и ограждений на крышах зданий, с составлением соответствующего протокола испытаний.

В коммерческих и бюджетных организациях это часто связано с «халатным» отношением к исполнению своих должностных обязанностей ответственных должностных лиц и руководителей предприятий. Отсутствие должного уровня знаний нормативных правовых актов и нормативных документов в области пожарной безопасности у ответственных должностных лиц и руководителей организаций. Отсутствие необходимого оборудования и материалов для проведения испытаний.

В соответствии с требованиями пункта 24 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, руководитель организации обеспечивает содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, организует не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний, а также периодического освидетельствования состояния средств спасения с высоты в соответствии с технической документацией или паспортом на такое изделие.

Согласно вышеизложенных требований законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, в целях пресечения противоправного поведения, связанного с нарушением требований пункта 24 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, ответственным должностным лицам организаций, использующих (эксплуатирующих) здания и сооружения с наличием таких лестниц и ограждений на кровле, надлежит провести эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений по методике испытаний, изложенной в разделе 6 ГОСТ.Р 53254- 2009 «Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения Кровли», а также соблюдать периодичность проведения указанных испытаний в дальнейшей деятельности предприятия. При этом, привлечение к проведению указанных испытаний специализированных организаций, имеющих разрешение (лицензию) на выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности, не является обязательным.

3

Вопреки положениям пункта 35 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, запоры на дверях эвакуационных выходов зданий, сооружений не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа.

В коммерческих и бюджетных организациях это часто связано с «халатным» отношением к исполнению своих должностных обязанностей ответственных должностных лиц и руководителей предприятий. Отсутствие должного уровня знаний нормативных правовых актов и нормативных документов в области пожарной безопасности у ответственных должностных лиц и руководителей организаций.

Зачастую, причинами возникновения данного нарушения, также, является обеспечение общественного порядка и общественной безопасности в зданиях с массовым пребыванием людей (психиатрические больницы со стационаром, наркологические больницы со стационаром и т.д.), что порождает неоднозначность трактовки обязательного требования.

В соответствии с требованиями пункта 35 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа.

В целях пресечения противоправного поведения, связанного с нарушением требований пункта 35 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, ответственным должностным лицам организации необходимо в кратчайшие сроки организовать работу по оснащению дверей эвакуационных выходов эксплуатируемых (используемых) зданий, сооружений запорными устройствами, обеспечивающими возможность их свободного открывания изнутри без ключа (шпингалетами, щеколдами, засовами и т.д.) и запретить приказом (распоряжением) по организации закрывание указанных дверей на замки, иные запоры, которые требуют наличие ключа для их открывания.

Длительное невыполнение обязанности, предусмотренной пунктом 35 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, связано с риском для жизни людей, находящихся в здании, сооружении, в случае возникновения пожара, иной чрезвычайной ситуации в нем.

4

В нарушении требований п/п «в» пункта 42 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, в подавляющем большинстве случаев в помещениях зданий и сооружений допускается эксплуатация электросветильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.

В коммерческих и бюджетных организациях это часто связано с «халатным» отношением к исполнению своих должностных обязанностей ответственных должностных лиц и руководителей предприятий. Отсутствие должного уровня знаний нормативных правовых актов и нормативных документов в области пожарной безопасности у ответственных должностных лиц и руководителей организаций.

В соответствии с требованиями п/п «в» пункта 42 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, запрещается обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.

Согласно вышеизложенных требований законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, в целях пресечения противоправного поведения, необходимо разместить на своих установочных местах в конструкции светильника защитный колпак (рассеиватель).

Данное требование не применяется к электросветильникам, конструкция которых не предусматривает наличия такого защитного колпака (рассеивателя) лампы накаливания (различных газовых ламп и иных осветительных элементов).

5

Следствием нарушения требований пункта 61 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, является то, что на проверяемых объектах защиты отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.

В коммерческих и бюджетных организациях это часто связано с «халатным» отношением к исполнению своих должностных обязанностей ответственных должностных лиц и руководителей предприятий. Отсутствие должного уровня знаний нормативных правовых актов и нормативных документов в области пожарной безопасности у ответственных должностных лиц и руководителей организаций.

В соответствии с требованиями пункта 61 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, на объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.

Согласно вышеизложенных требований законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, в целях пресечения противоправного поведения, необходимо обеспечить наличие исполнительной документации (проектной документации, схем, актов принятых выполненных работ по монтажу систем противопожарной защиты зданий, сооружений, заверенных копий лицензии организации, проводившей монтаж указанных систем, актов эксплуатационных испытаний их работоспособности и т.д.) на проверяемом объекте защиты, которые возможно получить у организаций, выполнявших проектные работы и монтаж указанных систем.